• Главная
  • >
  • Новости
  • >
  • Разрешимые и неразрешимые проблемы отечественного нефтесервиса

Разрешимые и неразрешимые проблемы отечественного нефтесервиса

19 ноября 2022

Российский нефтегазосервис переживает непростые времена. По мнению участников рынка перенастройка требуется не только в части расширения производственных линеек, сдвига в

Разрешимые и неразрешимые проблемы отечественного нефтесервиса

Российский нефтегазосервис переживает непростые времена. По мнению участников рынка перенастройка требуется не только в части расширения производственных линеек, сдвига в сторону импортозамещающих продуктов, но и во взаимоотношениях с ВИНКами, государством.

1 ноября в Москве в рамках конференции "Нефтегазсервис-2022" прошел круглый стол "Импортонезависимость российского нефтесервиса". Среди участников дискуссии не было аналитиков и прогнозистов, диалог вели работники крупных сервисных предприятий, машиностроители, представители ВИНКов.

Детальный разбор состояния российского нефтегазосервисного рынка в своем докладе провел главный инженер ООО «Эриэлл Нефтегазсервис» (ЭНГС) Александр Миленький. По его оценке, основной сектор проблем, связанный с импортозамещением – это горизонтальное бурение, в том числе под мультистадийное ГРП.

«Здесь чувствуется, что «четверка» («большая четверка» - Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes, Weatherford, - прим. ред.) стала сильно просаживаться. Ремонтироваться нечем. Происходят отказы их оборудования – датчиков, пульсаторов – всего, что находится под землей и работает в агрессивных условиях: температуры выше 100, давление выше 600, абразивные свойства раствора. Baker Hughes, Schlumberger уже не могут держать ту планку, которая была пять лет назад», - отметил Александр Миленький.

Анализируя происходящее, в ЭНГС начали продумывать модель собственного сервиса и расширять спектр работ на оборудовании, которое производится в России или возможно поставить из дружественных государств.

«Мы получили неплохой опыт бурения несложных скважин собственным сервисом. Появляются первые ласточки в таких вещах, как роторные управляемые системы. Есть несколько компаний, кто уже начал это делать и проводить испытания в полях», - подчеркнул главный инженер ЭНГС.

В этом вопросе предприятие контактирует с ООО «Башнефтегеофизика», ООО «ГЕРС Инжиниринг», «Лидер Интех».

Второй сегмент, где сервисники отмечают проблемы в области импортозамещения, по словам Александра Миленького, – LWD – каротаж во время бурения. Однако и здесь уже виднеется проблеск надежды в виде таких предприятий, как НПП ГА «Луч», НПП «Бурение».

«Параллельно мы видим, как Baker Hughes, Schlumberger ищут маневры, пытаются завозить свое оборудование. Значительную часть этого оборудования они локализуют в РФ. Почему бы и нет? – отметил представитель ЭНГС. - Несмотря на то, что эти бренды имеют западную историю происхождения, там работают наши российские специалисты, которые погружены во все проблемы».

Третий сектор, который затронул Александр Миленький - Completion, заканчивание скважин. Российские предприятия в этом направлении тоже «поднимают голову». Так, спикер отметил работу заводов «Сиббурмаш», «НКМЗ».

«Есть сложности с оборудованием высоколегированных сталей – хром 13 (13% хрома). Но в спайке с металлургами, я думаю, и наши научатся делать эти заготовки», - добавил Миленький.

Перспективы отечественных предприятий в части Completion отметил и заместитель генерального директора, главный инженер ООО «Байкитская нефтегазоразведочная экспедиция» Роман Тойб.

Он привел в качестве примера свой опыт работы с компанией «АКРОС» на Куюмбинском месторождении в Красноярском крае, где они смогли обойтись в этом году без зарубежных поставок комплектующих по части направлений.

Однако острый дефицит для нефтегазосервиса в части импортозамещения, по словам Романа Тойба, наблюдается в наземном оборудованим (электроника, начинка).

«Параллельный импорт существует, но там длинные сроки доставки, высокая цена... Наши отечественные буровые установки, например Уралмаш, работают во многом на зарубежном оборудовании, в части энергообеспечения. При выходе из строя которого, альтернативы у нас в стране нет. Приходится искать, но я повторюсь, это другие затраты», - отметил он.

Оборудование, услуги – это лишь малая часть айсберга, по мнению участников дискуссии. Решать проблемы в секторе надо на более глобальном уровне. Один из ключевых моментов в этом вопросе – введение единой стандартизации услуг. Напомним, в сентябре вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров рассказывал, что в России создают единый стандарт сертификации нового нефтегазового оборудования. Предварительно, эти стандарты могут легализовать на Ближнем Востоке. Но отметим, разработка национальных стандартов находится на начальном этапе.

«Инициативу правительства надо поддерживать и развивать по всем направлениям. Зачем компаниям тратить время и деньги, чтобы проходить аккредитацию у всех мейджоров, подстраиваться под каждого? Мало того, мы знаем, что в рамках одного и того же месторождения, у разных заказчиков могут быть разные требования. Это дополнительные трудности, которые решает нефтесервис и как следствие они (трудности) влияют на удорожание конечного результата – добытой тонны нефти. Это надо исправлять», - подчеркнул Роман Тойб.

Еще один важный момент, который отмечают сервисники и машиностроители – это взаимоотношения с ВИНКами. Сложности начинаются с фразы «Вы должны подписать контракт на наших условиях», заканчивая длинным периодом оплаты услуг – 90 дней.

«Машиностроители сегодня финансируют нефтегаз. Нигде такого нет. И считается, что это норма: вы нам изготовьте, поставьте, а мы вам через 90 дней оплатим. Как в таких условиях можно развиваться? – говорит председатель правления АО "Машпром" Эдуард Гарибян. - Вы сами порубили сук, на котором сидите. За 20 лет ВИНКи задвинули машиностроение на задний план. Мы потеряли 18 тыс. предприятий, которые изготавливали нефтегазовое оборудование. Они просто ушли с рынка. И сегодня ушли американцы, не сегодня завтра могут уйти китайцы, а дальше что?».

Однако генеральный директор ООО «АКРОС» Петр Рябцев отметил, что не все российское – значит хорошее.

«Мы как сервисные предприятия обязаны сделать качественный сервис по доступной цене. Если российский подрядчик, производитель, делает качественную продукцию по конкурентной цене, его с зубами оторвут. Продвигать то, что некачественное и дорогое, только потому что оно российское – это нонсенс. Мы сделаем только хуже. У нас не будет никакого импортозамещения… Свято место пусто не бывает», - подчеркнул он.

Участники дискуссии не раз делали отсылку к тому, что ВИНКи и государство в это непростое время должны идти навстречу сервису. Со своей стороны представитель крупной нефтегазодобывающей компании подчеркнул, что хорошего российского подрядчика с качественным продуктом нефтяники действительно всегда ждут и даже «с руками оторвут». Но условия работы таковы и участники рынка с ними согласны.

В ответ председатель правления АО "Машпром" отметил тот факт, что за последние годы ситуация сложилась таким образом, что отечественному производителю, в том числе и машиностроителю, проще «зайти в российские проекты» через Запад. 

«Иногда проще вывести проект зарубеж и оттуда завести его в Россию. И тогда компании платят вперед, думая, что это зарубежная разработка», - отметил Эдуард Гарибян.

«Эта опция, я так понимаю, скоро закроется?», - поинтересовался представитель ВИНКа.

«Ну нет. Пока вы платите, все работает», - ответил Гарибян.

Источник: https://www.angi.ru/news/2903085-Разрешимые%20и%20неразрешимые%20проблемы%20отечественного%20нефтесервиса/

 

Контактная информация