На сайте Bloomberg вышла статья Хавьера Бласа — обозревателя Bloomberg Opinion, специализирующего на вопросах энергетики и сырьевых товаров.
Миф о пиковом спросе на ископаемое топливо рушится
Согласно проекту годового отчёта Международного энергетического агентства, потребление нефти и газа будет расти на протяжении десятилетий.
За последние несколько лет политики, занимающиеся вопросами климата и энергетики, убедили себя в том, что мир неумолимо отказывается от ископаемого топлива. Последние новости: это не так.
Все сходились во мнении, что потребление нефти, природного газа и угля достигнет пика до конца этого десятилетия. Споры вызывала скорость последующего снижения, но вывод был один: конец эпохи ископаемого топлива уже близок. Однако этот принцип, ключевой для достижения цели по достижению нулевого уровня выбросов к 2050 году, оказался не таким незыблемым, как думали его сторонники.
В ежегодном отчёте, подготовленном Международным энергетическим агентством, которое представляет интересы богатейших стран мира, говорится, что альтернатива — ещё несколько десятилетий активного использования ископаемого топлива, при этом спрос на нефть и газ будет расти в течение следующих 25 лет — не просто возможна, а вероятна. Это означает увеличение выбросов углекислого газа, что усугубит климатический кризис.
Было бы легко обвинить в этом сдвиге администрацию Трампа, выступающую за использование ископаемого топлива, но это было бы ошибкой: сдвиг произошёл ещё до прихода Трампа.
Чем больше ископаемого топлива потребляется, тем больше загрязняется окружающая среда
Согласно текущей политике, Международное энергетическое агентство прогнозирует рост выбросов углекислого газа, что усугубит климатический кризис
Источник: архивные данные Института энергетики Великобритании, отчет МЭА WEO 2024 о ШАГАХ и пути APS и проект отчета МЭА WEO 2025 для CPS.
Идея о том, что спрос на ископаемое топливо приближается к своему пику, получила широкое распространение во многом благодаря МЭА, которое в своём ежегодном Докладе о мировом энергетическом балансе пытается представить будущее с помощью ряда сценариев. Несмотря на то, что это довольно полезное упражнение, оно даже отдалённо не похоже на прогнозирование. Сценарии основаны на предположениях об экономическом развитии, росте населения, политической воле, технологических разработках и ценах. Хотя эти сценарии и не являются хрустальными шарами, они дают важную информацию.
МЭА уже давно опубликовало основной сценарий, основанный на текущей политике, который, что неудивительно, называется «Сценарий текущей политики (Current Policy Scenario, CPS)». У этой модели были существенные недостатки: исторически она недооценивала солнечную и ветровую энергетику. Поэтому в 2020 году МЭА отказалось от неё, отчасти из-за давления со стороны европейских стран и защитников окружающей среды. На смену ему пришёл «Сценарий заявленной политики (STEPS)», в котором учитывалась не только текущая политика, но и «предложения по политике, даже если конкретные меры, необходимые для реализации этих предложений, ещё не до конца разработаны». Короче говоря, в нём политика смешивалась с политическими обещаниями. Позже был представлен ещё один сценарий под названием «Сценарий объявленных обязательств (APS)», в котором предполагалось, что все меры в области энергетики и климата, а также политические устремления будут реализованы в полном объёме и в срок.1
Два новых сценария существенно изменили траекторию спроса на ископаемое топливо и выбросы углекислого газа, предсказав пик потребления к 2029 году, а затем снижение — более медленное в сценарии STEPS и более быстрое в модели APS. В последнем сценарии снижение было настолько значительным, что подтвердило идею о том, что запасы ископаемого топлива на триллионы долларов останутся невостребованными. Западные политики убедились, что новые сценарии представляют собой нечто вроде прогноза и что спрос действительно снизится. Но многие другие, в том числе ваш автор, ожидали более активного потребления. В своём прогнозе я особо отметил, что спрос на уголь будет устойчивым.
В этом году МЭА вновь публикует свой «Текущий политический сценарий» — отчасти из-за давления со стороны администрации Трампа 2 — в котором говорится, что спрос на нефть и газ не достигнет пика в этом десятилетии, вопреки предыдущему предположению, по словам полудюжины человек, ознакомившихся с черновиком отчёта 3. Все они рассказали об этом на условиях анонимности. Окончательный вариант отчёта ещё может измениться.
МЭА отказалось от комментариев.
Согласно проекту МЭА, при текущей политике «потребление нефти и природного газа будет расти до 2050 года». Пик потребления угля придётся на 2030-е годы, но, согласно моим расчётам, основанным на проекте, спрос в 2050 году будет более чем на 50 % выше, чем ожидалось ранее.
Пиковое потребление стало Святым Граалем в дискуссиях об энергетике. Но точный год, когда спрос достигнет своего пика, гораздо менее важен, чем форма кривой потребления до и после этого пика. Чтобы понять, куда движется мир, нужно сосредоточиться на пути, а не на высшей точке.
Что касается нефти, то кривые потребления в рамках спасённого CPS показывают дальнейший рост, в том числе в 2040-х годах. Ежегодный рост в течение следующих 25 лет значительно ниже исторических показателей, но «нефть останется самым крупным видом топлива» в середине века, говорится в проекте. Возобновляемые источники энергии занимают второе место, а газ и уголь — третье и четвёртое.
Пик спроса на нефть ещё не наступил
При текущей политике Международное энергетическое агентство прогнозирует гораздо более высокий спрос на нефть до 2050 года, чем при использовании других предположений в прошлом
Источник: расчёты Bloomberg Opinion на основе сценариев, представленных в отчёте МЭА «Перспективы развития мировой экономики» за 2024 год и в проекте отчёта МЭА «Перспективы развития мировой экономики» за 2025 год
К 2050 году МЭА прогнозирует потребление нефти на уровне 114 миллионов баррелей в день в соответствии со сценарием CPS. Для сравнения: в прошлом году в соответствии со сценарием STEPS потребление нефти к 2050 году составляло около 93 миллионов баррелей в день, а в соответствии со сценарием APS — более чем в два раза меньше, 54 миллиона. В своём проекте МЭА заявило, что спрос на нефть будет расти в основном в сфере авиации и судоходства, а также в качестве сырья для нефтехимии. В то время как продажи электромобилей резко возрастут в Китае и Европейском союзе, «внедрение электромобилей замедлится в регионах, где отсутствует мощная политическая поддержка», в частности в США, говорится в проекте.
Важно помнить, что МЭА опубликует и другие сценарии, показывающие альтернативные пути развития, и что сценарий текущей политики не является прогнозом. Это представление о том, как может выглядеть мир через 25 лет, если ничего не изменится и правительства будут бездействовать. В прошлом в этом сценарии недооценивалась роль возобновляемых источников энергии и отдавалось предпочтение традиционным источникам, таким как нефть, газ и уголь. Так что, если ориентироваться на историю, прогноз может оказаться неверным — возможно, в значительной степени.
Будем на это надеяться. Мир далёк от того, чтобы удержать рост глобальной температуры на уровне 1,5 °C по сравнению с доиндустриальным периодом, как было оговорено в Парижском соглашении по климату 2015 года. Если я прав, то мир, скорее всего, движется к катастрофическим 3 °C. Когда МЭА опубликует свой старый, но новый сценарий, начнётся борьба за контроль над информацией. Индустрия ископаемого топлива, лидером которой является Саудовская Аравия, будет заявлять о потенциале более высокого, чем ожидалось, спроса на нефть, газ и уголь в качестве оправдания. Возможно. Но перспектива увеличения загрязнения окружающей среды также является призывом к действию.
На данный момент мир переживает не «энергетический переход», а «энергетическое дополнение», при котором возобновляемые источники энергии дополняют нефть, газ и уголь. Несмотря на благие намерения в области экологии, такая ситуация будет сохраняться годами, если не десятилетиями, если только правительства не примут существенных мер. Надежда — это не политика.