Как в России локализуют производство нефтесервисного оборудования
По экспертным оценкам, гидравлический разрыв пласта (ГРП, либо же фрекинг), применяемый для разработки трудноизвлекаемых запасов нефти (ТРИЗ), сегодня обеспечивает 25–30% в общей структуре добычи в России. С учетом истощения традиционных запасов, к концу текущего десятилетия значение технологии может значительно увеличиться, прогнозировали в 2023 году аналитики «Яков и партнеры» (экс-офис McKinsey в России) в исследовании «Перспективы развития нефтесервисной отрасли в России до 2030 года».
Технология гидравлического разрыва пласта позволяет воздействовать на низкопроницаемый пласт, содержащий углеводородное сырье: создается система трещин, которая обеспечивает интенсификацию притока сырья к добычным скважинам. Фрекинг применяется как на старых, так и на новых месторождениях. В последние годы среди крупных добывающих компаний России растет популярность многостадийного ГРП (МГРП), который проводится в горизонтальных скважинах. Комплекс оборудования для проведения ГРП, или «флот» на отраслевом сленге, состоит из мобильных установок для закачки под высоким давлением в скважину специальных составов, приготовления этих составов, управления и контроля и другой техники.
Проблема заключается в том, что в нашей стране эксплуатируется главным образом иностранное, прежде всего американское, оборудование для проведения фрекинга, отмечают эксперты.
Почему зависимость от импорта еще высока
В связи с введенным в 2014 году США в рамках «крымских санкций» запретом на поставки в Россию оборудования и программного обеспечения для ГРП, отечественные нефтяники опасались постепенного формирования дефицита. В частности, в компании ЛУКОЙЛ заявляли СМИ, что это «агрегаты, которые не могут делать фактически нигде, кроме как в США», и «это самое тонкое место» в отечественной нефтедобыче.
Однако на сегодняшний день нефтяной отрасли удается работать на старых запасах оборудования и комплектующих для ГРП и их острой нехватки в стране не наблюдается, говорят эксперты. Большую часть компетенций, активов и технологий в сервисе для нефтегаза удалось сохранить в России, отмечают авторы опубликованного в марте 2025 года исследования компании «Деловые решения и технологии» (ДРТ, экс-Deloitte в России) «Стратегии нефтесервисных компаний: мировые тренды и вызовы российского рынка»: «Проблема же доступа к новому оборудованию частично решается с помощью импорта через посредников в дружественных странах, поиска альтернативных поставщиков в Китае и собственных разработок».
Профильные консалтинговые компании утверждают, что после санкций 2022 года российский рынок фрекинга продолжил восходящий тренд, также увеличилась доля МГРП в общем объеме операций гидроразрыва. Позитивная динамика здесь подтверждается недавней новостью «Роснефти», которая сообщила, что ее сервисное предприятие РН-ГРП в марте 2025 года провело 40-стадийный фрекинг на Самотлорском месторождении (ХМАО — Югра), что является новым отраслевым рекордом. В пресс-релизе также говорится, что в настоящее время доля скважин с МГРП в общем объеме бурения («Самотлорнефтегаза» — «дочки» «Роснефти», которая является недропользователем Самотлора. — «РБК Отрасли») превышает 86%.
При этом фрекинг остается зависимым от зарубежных поставщиков. По данным компании «Яков и партнеры», на начало 2022 года в России работало 135 флотов ГРП, причем все — импортные. Более половины российского рынка нефтесервисных услуг тогда контролировали компании «большой четверки»: американские Baker Hughes, Schlumberger, Halliburton и Weatherford. Эксперты отмечают, что санкции не остановили развитие мощностей для гидроразрыва пласта в России, а международные компании адаптировались к новым условиям: две из них продали свой бизнес местному менеджменту, две — сократили операции.
На фоне санкций поставки оборудования для фрекинга, как и во многих других отраслях промышленности, замещаются китайскими игроками рынка. В 2015–2017 годах, в частности, свои российские представительства зарегистрировали два крупных китайских производителя флотов ГРП — Hubei Petrokh Machine Manufacturing и Jereh Group. Их партнерами стали крупные отечественные нефтесервисные и нефтегазовые компании, включая «Роснефть». При этом производимое в Китае оборудование адаптируют специально для российского рынка, говорится, например, на сайте компании Jereh Group.
Что уже есть в России
Один из ведущих отечественных производителей оборудования для нефтегазового сервиса, в том числе для ГРП, — российско-белорусская компания «Фидмаш», которая ранее была подразделением американской National Oilwell Varco (NOV, крупнейшего мирового производителя нефтегазового оборудования) — до ее ухода с нашего рынка в 2022 году.
В России также существует еще несколько компаний, предлагающих флоты ГРП, включая «Бецема» из подмосковного Красногорска, «Нефтемаш» из Москвы, плюс компании, продающие установки, комплектующие и запасные части для ремонта импортных флотов.
Кроме того, западные санкции стимулировали появление новых российских производителей. Например, с 2016 года оборудование для фрекинга предлагает компания «Эпик 380» из Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО). Как рассказал «РБК Отрасли» заместитель гендиректора компании Никита Рякке, сегодня она может собирать три-четыре флота ГРП в год с достаточно высоким уровнем локализации. По возможности подбирались компоненты-аналоги отечественного производства, которые позволили бы сохранить на должном уровне качество выпускаемой продукции, говорит Рякке: «Немаловажным фактором всегда была себестоимость оборудования, поскольку конечная цена должна быть конкурентоспособной». Импортными компонентами при этом, по его словам, в технике компании по-прежнему остаются силовые установки, гидравлика и электроника — их основными поставщиками сегодня являются азиатские компании.
Помимо продолжения импортозамещения через партнеров из дружественных стран российским компаниям нужны стратегия вывода на рынок качественного отечественного оборудования и господдержка в этом, отмечают авторы исследования «Перспективы развития нефтесервисной отрасли в России до 2030 года».
«Когда есть проблемы не только с логистикой, но и трансграничными платежами, доступом к определенным технологиям, я скажу с уверенностью, что в России нужно локализовывать все по максимуму», — отмечал на панельной сессии «Нефтесервис в России — время новых лидеров» в рамках Промышленно-энергетического форума TNF-2024 президент компании «Технологии ОФС» (бывшая российская «дочка» Baker Hughes) Давид Гаджимирзаев. Еще четыре года назад, отметил эксперт, он думал иначе. Заметим, что в январе 2025 года США ужесточили санкции и ввели адресные меры в отношении «Технологии ОФС» и еще более 30 российских нефтесервисных компаний.
Предложение не рождает спрос
Идея локализации производства оборудования для фрекинга в России возникла гораздо раньше первой волны санкций. В середине 1990-х годов ПКБ «Автоматика» разработало первый отечественный насосный агрегат для ГРП с газотурбинными установками, превосходящими дизельные, используемые иностранными производителями, по многим ключевым параметрам, рассказывал ранее в отраслевых СМИ один из руководителей компании Сергей Макаров. В 2011–2013 годах в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 годы» был создан опытный образец с долей российских комплектующих не менее 90%, но серийное производство не началось, несмотря на то что введение США в 2014 году санкций, казалось бы, должно было гарантировать спрос на российскую продукцию.
В 2020 году, в соответствии с распоряжением правительства России № 2861-р, AO «Корпорация «Московский институт теплотехники» (МИТ) определено единственным исполнителем работ по разработке и производству флотов ГРП. В ноябре 2021 года на производственной площадке волгоградского АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады», входящего в «Корпорацию МИТ», состоялась приемка опытного образца флота. В период с 2022 по 2024 год в Волгограде были проведены стендовые, а в ХМАО и ЯНАО — полевые испытания, в которых принимали участие МИТ, «Газпром», «Газпром нефть» и сервисная компания «МеКаМинефть». В июне 2024 года в Минпромторге России сообщили, что флот получил сертификат о готовности к серийному производству.
Как рассказали «РБК Отрасли» в МИТ, в насосной установке из состава флота ГРП применены трансмиссия Allison (США) и силовой дизельный агрегат российско-китайского производства. Сейчас уровень локализации опытного образца флота ГРП составляет 80%, что соответствует задачам распоряжения правительства России, при этом Минпромторг ведет работу над замещением импортных компонентов. Хотя задачу стопроцентной локализации производства оборудования для ГРП в России не ставят перед собой ни частные компании-производители, ни заказчики соответствующих разработок, ни государство, говорят эксперты.
Осуществлять серийное производство планируется на базе «Титан-Баррикады» с мощностью до пяти флотов в год, сообщили в МИТ, но пока по состоянию на май 2025 года оно задерживается. С конца 2024 года отечественный флот ГРП проходит ресурсные испытания, рассказали в МИТ: «В связи со спецификой оборудования и его стоимостными показателями, производство флотов ГРП и отдельных установок для них может осуществляться только после согласования заказчиком всех технических характеристик, а также после заключения договора поставки и предварительного авансирования». В июне 2025 года МИТ планирует завершить процедуру контрактования на поставку первых двух флотов ГРП. Заметим, что «Титан-Баррикады», как и МИТ, входит в периметр «Роскосмоса» и находится под санкциями.
При этом ажиотажного спроса на установки ГРП пока не наблюдается. «В первые месяцы 2025 года мы заметили небольшой спад по заказам новой техники. Отчасти это связано с тем, что необходимое оборудование было заказано ранее, отчасти — с текущими ставками по кредитам, что снижает рентабельность новых проектов», — рассказывает Никита Рякке. При этом он прогнозирует восстановление спроса в ближайшее время. В следующие два года «Эпик 380» планирует загрузить производство по максимуму, а далее — увеличить мощности до пяти флотов в год. В 2026 году в партнерстве с одной из вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) производитель планирует выпустить насосную установку высокого давления с уровнем локализации 90%. На данный момент такое оборудование является наименее импортозамещенным, говорит Никита Рякке.
Результативность импортозамещения зависит от государственной поддержки и инвестиций ВИНК, поскольку ресурсы независимых сервисных компаний ограничены в условиях стагнации спроса на рынке и высокой ключевой ставки, отмечается в исследовании ДРТ.
Источник: https://www.rbc.ru/industries/news/6835da109a79472a12e114f1