• Главная
  • >
  • Новости
  • >
  • Импортозамещение как основа технологической независимости страны

Импортозамещение как основа технологической независимости страны

06 мая 2024

В 2024 году исполнится 10 лет с момента введения первого пакета антироссийских санкций. Наряду с финансовыми и общеэкономическими санкциями так называемый «коллективный

Импортозамещение как основа технологической независимости страны

В 2024 году исполнится 10 лет с момента введения первого пакета антироссийских санкций. Наряду с финансовыми и общеэкономическими санкциями так называемый «коллективный Запад» стал вводить запреты на поставки оборудования и технологий, которые затронули многие важные сегменты российской экономики. В первую очередь, под санкции попал топливно-энергетический комплекс (ТЭК), оборудование которого более чем на 70% было импортным.

Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) совместно с челябинским производителем высоковольтных взрывозащищенных промышленных двигателей АО «Русские электрические двигатели» (АО «РЭД») провели опрос-исследование российских предприятий с целью анализа принципов выбора промышленного оборудования в условиях санкций в целом и, в частности, сегмента двигателей, производимых «РЭД». Исследование не может претендовать на отражение полной картины ситуации с замещением санкционного оборудования в ТЭК, но наглядно описывает основные тенденции и важные частные моменты в этой сфере.

Зависимость от зарубежного оборудования снизилась, но все еще очень велика

Поставки углеводородов на внутренний и мировой рынок были завязаны не только и не столько на логистику, сколько на бесперебойную работоспособность оборудования, машин, станций, двигателей, производители которых ушли с российского рынка и прекратили сервисное и постпродажное обслуживание, а также поставку комплектующих.
Хотя за прошедшие десять лет зависимость от западных технологий и оборудования в ТЭК заметно снизилась, достигнутый результат недостаточен для того, чтобы можно было говорить о технологической независимости в этом секторе. По словам вице-премьера Александра Новака, на осень 2023 года средняя импортозависимость в отраслях ТЭК сократилась по сравнению с 2015 годом с 67% до 38%. Доля импорта в энергетическом машиностроении уменьшилась с 30% до 18%, а в нефтегазовом машиностроении − с 55% до 35%.
Предприятия, лишившиеся возможности закупать и обслуживать оборудование у прежних поставщиков из-за санкций, стали прибегать к схемам параллельного импорта или искать аналогичные комплектующие на альтернативных рынках, в основном, в Азии. Но в скором времени стало понятно, что эти производители не способны предложить качественную замену продукции западных компаний-монополистов, которые работают на мировом рынке уже многие десятки лет.
Казалось бы, за эти годы во многих отраслях уже можно было бы наладить свое производство аналогов и заменителей иностранного оборудования, но программа «параллельного импорта» стала восприниматься большинством предприятий не условно-временной, а практически постоянной, воссоздав ситуацию, к которой они привыкли за десятилетия абсолютного господства на российском рынке импортного оборудования.
Проведенное исследование показало, что в условиях торможения перехода на российскую продукцию единственный выход – развивать отечественные компетенции и технологии с целенаправленной государственной программой поддержки производителей, способных закрыть большинство критических позиций. Стране нужна единая, централизованная плановая политика не временного затыкания дыр, а воссоздания машиностроительного комплекса с перспективой на многие годы вперед.

Вопросы и ответы

Основная задача исследования состояла в том, чтобы проанализировать, по каким принципам осуществляется выбор закупаемого предприятиями промышленного оборудования, каким производителям отдается предпочтение, какие факторы способствуют или мешают предприятиям выбирать отечественную продукцию.
Всего исследованием было охвачено более 90 предприятий угольной, нефтехимической, атомной, транспортной и других отраслей. Спикерами становились генеральные директора, главные инженеры и энергетики предприятий, специалисты по закупкам оборудования и другие ведущие специалисты.

Предприятия не знают о российских аналогах

Один из результатов исследования − на предприятиях не знают о производимом в России оборудовании, способном заменить импортное.
По данным Центра конъюнктурных исследований, к середине прошлого года 65% производственных компаний располагали возможностями выпуска продукции-аналога импорта. Но за годы господства импорта оказались разрушены межотраслевые и кооперационные вертикальные и горизонтальные связи. Поэтому первоочередной задачей является создание системы, при которой производители будут осведомлены об отраслевых потребностях, а потребители продукции будут в курсе возможного ассортимента отечественных предприятий.
Про отсутствие необходимой информации по возможным аналогам российского производства говорит Алена ИВАШИЧКИНА, главный специалист Управления поставки карьерной спецтехники и электроэнергетического оборудования ООО "Распадская угольная компания". На предприятии сегодня используются электродвигатели польских производителей, страны, отличающейся особо агрессивной риторикой в адрес России.
«К сожалению, на данный момент заменить двигатели этих компаний на отечественные весьма проблематично. Сказывается отсутствие технической базы и наработок, в том числе документации и чертежей, по которым можно осуществить подбор аналогов» − отмечает специалист.
Общая же ситуация в данном узком сегменте рынка (высоковольтные взрывозащищенные двигатели) по мнению Алены ИВАШИЧКИНОЙ такова:
- По угольной отрасли, к сожалению, ассортимент высоковольтных взрывозащищенных электродвигателей весьма скудный, можно сказать, что его нет. Основная доля двигателей поставлялась с Украины и Молдовы, но в свете последних событий большую часть заменил Китай. Конечно, существуют российские производители, изготавливающие высоковольтные электродвигатели, но именно взрывозащищенные не все берутся изготавливать, именно с этим нам пришлось столкнуться.
То есть, если раньше российские компании не могли расширять производство из-за высокой конкуренции и традиционной ориентацией заказчиков и компаний-посредников на импортную продукцию, то сегодня увеличивать выпуск продукции невозможно из-за банального отсутствия информации о ней у потенциальных потребителей и соответствующего спроса. Компании-посредники не торопятся предлагать своим постоянным клиентам отечественную продукцию, вероятно, сказывается нежелание перестраивать налаженную логистику и терять часть прибыли.
Некоторые предприятия-заказчики заняли выжидательную позицию. С одной стороны, все более или менее функционирует, а при необходимости можно найти комплектующие через параллельный импорт. Принцип отношения таких предприятий к российскому производителю – вы нам предложите, а мы посмотрим и решим, брать или не брать. Несмотря на то, что импортное оборудование дороже и при закупке, и при обслуживании, в отрасли сохраняется стереотип, что оно качественнее российского.

Как в импортном оборудовании находят российские детали

Опрос показал, что относительно безболезненно проходят стадию импортозамещения более молодые предприятия новые, построенные после нулевых годов и/или изначально рассчитанные на российскую оснастку. В качестве примера можно привести Елабужский аккумуляторный завод (Республика Татарстан). Вот что рассказал Олег КУЛАКОВ, директор по развитию завода:
- Наше предприятие – Елабужский аккумуляторный завод изначально строился как типовой завод мирового уровня. Основное производственное оборудование достаточно новое – по нему вопрос обновления не стоит. Однако к оборудованию нужны запчасти и сменная техоснастка. Вот их мы практически полностью заменили на аналогичные из дружественных стран и изготовленные по нашим требованиям на российских предприятиях.
При этом при решении вопросов о поставках импортозамещающего оборудования случаются интересные открытия. На вопрос ИРТТЭК много ли импортного оборудования предприятию пришлось заменять на российское в последние два года, Олег КУЛАКОВ ответил:
- … например, при анализе итальянской литейной машины мы с удивлением узнали, что основная ее часть – котел – делается в Челябинске, как и большинство из металлоконструкций. Так что по оборудованию традиционных технологий больших вопросов нет. Сложнее с узкопрофильным оборудованием, особенно с обширной автоматизацией и программированием – здесь западное оборудования все-таки на переднем крае технологии.

Китайские предприятия могут продавать продукцию дешевле цены металла

Вот что говорит о приходе китайской продукции на российских рынок нефтегазового машиностроения Игорь КАМЕНЕВ − руководитель департамента по управлению проектами «НАТЭК-Нефтехиммаш»:
- Нефтегазовое машиностроение в новых условиях не нуждается в локализации, оно всегда было преимущественно российским. Мы и ранее не применяли иностранных аналогов, основные поставщики у нас — российские.
… К качеству нашего оборудования вопросов не возникает. Ушли европейские компании, пришли китайские — вот к ним есть значительные вопросы по качеству.
… дело в том, что ценообразование в европейских компаниях было схожим с нашим, и это была честная конкурентная борьба. А сейчас, когда эти компании ушли, на рынке начался наплыв китайского оборудования с ценами, которые порой даже ниже цены на металл.
На вопрос ИРТТЭК о наиболее острых проблемах в машиностроении и путях их решения Игорь КАМЕНЕВ ответил так:
- Конечно, нужна поддержка государства. Если бы на каждом строящемся объекте в России был законодательно зафиксирован какой-то процент, который компании отдают на тендеры исключительно российским предприятиям, это очень помогло отрасли. Мы готовы представлять свое оборудование в нормальной конкурентной борьбе, но в сегодняшних условиях ее нельзя назвать такой. Российские предприятия вынуждены бороться с ценами, которые вдвое ниже российских.

Нужна целенаправленная государственная политика по поддержке российского производителя

В необходимости преференций отечественным предприятиям уверен технический директор «РГМ-НЕФТЬ-ГАЗ-СЕРВИС» Алексей ФЕРИЧЕНКОВ:
- Для выравнивания дисбаланса между не всегда качественным китайским изделием и отечественным, нужна целенаправленная государственная политика по поддержке российского производителя. Возможно, должны быть введены некие преференции для «своих» производителем. Допустим, при расширении или модернизации какого-либо производства, при его запуске «с нуля» можно ввести обязательные квоты на использование российских комплектующих в процентном соотношении ко всему остальному оборудованию.
На сегодня ситуация пущена практически на самотек. Даже востребованность того или иного изделия и оборудования не гарантирует производителю успешный выход на рынок и получение прибыли, так как потенциальный потребитель продолжает пользоваться так называемым «параллельным импортом».
Российские предприятия сегодня оказались в ситуации, когда без государственного протекционизма восстановление производства, уничтоженного годами господства импорта, становится практически невозможным. Именно такая политика позволила Китаю создать свои собственные промышленные предприятия.
Алексей ФЕРИЧЕНКОВ:
- Чтобы запустить в крупносерийное производство какое-то востребованное на рынке оборудование, нужно просчитать экономику изделия и договориться с Заказчиком о проведении опытно-промышленных испытаний (ОПИ). Это очень важно, т.к. сроки ОПИ могут достигать года и более. Но Заказчики хотят все и сразу, да еще и по низкой цене. И поэтому многие Заказчики попросту не хотят вести диалог с нашими поставщиками. Коммерческие отделы многих предприятий не утруждают себя особо поиском отечественного оборудования. Им гораздо проще заказывать оборудование по привычным старым схемам.
Завоевывать рынки китайским компаниям помогают низкие процентные ставки и продуманная система льготного финансирования, благодаря которой, говорит Алексей ФЕРИЧЕНКОВ, китайские поставщики легко отгружают продукцию без оплаты и готовы ее ждать длительное время, что и «подкупает» российских коммерсантов.

Дефицит «КАМАЗов», импортозамещение присадок и перспективы трамтрейна

О работе в условиях санкций рассказывают руководители трех непохожих друг на друга предприятий.

Балаклавское рудоуправление
АО «Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького» (БРУ, Севастополь, Республика Крым) – одно из ведущих предприятий Крыма по производству известняка для металлургической, химической, и строительной отраслей. Предприятие использует тяжелую и среднюю карьерную технику – бульдозеры, экскаваторы, самосвалы.
Технический директор БРУ Андрей САРАНСКИХ и начальник технического отдела Дмитрий ЗОЛОТАРЕВ рассказывают об импортозамещении на своем предприятии.
Дмитрий ЗОЛОТАРЕВ:
- В Балаклавском рудоуправлении процесс импортозамещения продолжается с 2014 года. Один из примеров − переходим на оборудование системы ГЛОНАСС.
Переход с западного на российское дается нелегко, ведь наши аналоги часто либо не соответствуют заявленному качеству, либо имеют долгий срок изготовления и поставки.
Одной из самых актуальных для нас можно назвать проблему отсутствия комплектующих, запчастей собственного производства (микросхемы, автоматика).
Андрей САРАНСКИХ:
- Не стоит скрывать, что Балаклавское рудоуправление осталось импортозависимым. Импортозамещение не коснулось отчасти только отечественной тяжелой техники, которой у нас немало. Это экскаваторы гидравлические и электрические – так называемые "большие", 5-кубовые. Они как были отечественные, советские, так и остаются. При этом мы научились эксплуатировать зарубежную технику, проводить локальный ремонт и закупаем для нее российские запчасти.
Андрей САРАНСКИХ рассказал о приобретении китайских самосвалов Sitrak как о вынужденной мере, так как отечественные КАМАЗы в большинстве своем идут на нужды СВО. Так же технический директор рудоуправления отметил отменное качество карьерной техники БЕЛАЗа производства Республики Беларусь, которая прослужит еще долгие годы.

Ярославский опытно-промышленный нефтемаслозавод им. Менделеева

ООО «Ярославский опытно-промышленный нефтемаслозавод им. Менделеева» — российский производитель продуктов нефтехимии: масел, смазок и смазочных охлаждающих жидкостей, получаемых из нафтеновых нефтей.
Генеральный директор Ярославского нефтемаслозавода Александр МАРКОВ:
- За последние пару лет с российского рынка ушли западные производители – поставщики различных видов масел и смазок (моторных, индустриальных, судовых и других). Также прекратились поставки присадок для их производства. В рамках импортозамещения на нашем предприятии была проведена модернизация установки белых масел. Использование спецоборудования позволило в конце 2023 года получит один из видов пакета присадок в соответствии с требованиями заказчика, выписан паспорт качества на полученную партию.

ООО "ПК Транспортные системы"

ПК ТС – крупнейший российский производитель городского электротранспорта.
Генеральный директор предприятия Александр ДУБРОВКИН:
- Наша компания начинала работу, когда слово «санкции» уже появилось в нашем лексиконе, а скачки курса валют пугали всех, кто вел дела с иностранными компаниями. Поэтому нам важно было наладить работу предприятия таким образом, чтобы геополитическая ситуация не оказывала существенного влияния на нашу деятельность. В решении этой задачи нам помогли два важных стратегических решения: ориентация на российских поставщиков комплектующих и развитие собственных компетенций. Такой подход позволил «ПК ТС» не только оставаться на плаву, но и занимать лидирующую позицию среди отечественных производителей электротранспорта. …
В 2021 году локализация трамваев «ПК ТС» составляла 80%, а в 2023 году – уже 95%. Мы полностью перешли на российские лакокрасочные материалы, заменили масла и смазки, некоторые элементы трамвайной тележки. Двигатели для трамваев серийно производят Сарапульский и Псковский электромашиностроительные заводы.
Уровень локализации троллейбусов достигает 85%, и мы продолжаем искать российских поставщиков комплектующих. Недостающие элементы мы сейчас закупаем у поставщиков из стран Евразийского экономического союза и Китая.
Ситуацию на российском рынке высоковольтных двигателей специалист охарактеризовал так:
- Есть сложности с разработкой тяговых асинхронных двигателей на 100 кВт и более, вписывающихся в габаритные размеры производимого нами электротранспорта. Но я уверен, что в нашей стране достаточно опытных специалистов и талантливой креативной молодежи, способной разработать двигатели, необходимые для производства скоростной тележки для будущих проектов метротрама (сочетает в себе особенности метрополитена и трамвая), трамтрейна (использование одним составом трамвайных и железнодорожный путей) и других проектов легкорельсового транспорта (ЛРТ).

Кадры всегда решают все
Часть наших респондентов особо отмечала нехватку в промышленности квалифицированных специалистов – инженеров, механиков, слесарей. По их мнению, необходимо на государственном уровне создавать специальные образовательные программы, повышать престиж и оплату рабочих специальностей.

По мнению Алексея ФЕРИЧЕНКОВА, не может априори технолог, начальник участка, цеха, начальник производства получать зарплату меньше, чем менеджер-продажник. «Нужна государственная программа подготовки не только технического персонала, но, в первую, очередь преподавательского состава ВУЗов, техникумов, лицеев, школ, − говорит ФЕРИЧЕНКОВ. − Для того, чтобы вырастить необходимые кадры, необходимо вначале вырастить преподавателей, которые и вырастят эти кадры. Значит, начало машиностроения, станкостроение лежит в плоскости образования. Нельзя бесконечно выезжать на советском наследии».

Проблеме импортозамещения четверть века

Вопрос с импортозамещением в стратегических отраслях встал не сегодня, не вчера, и даже не в 2014 году. Президент В.В. Путин поднимал тему импортозамещения еще до присоединения Крыма, которое послужило триггером для западных санкций. Те руководители предприятий, отраслей и ведомств, которые своевременно отреагировали на предупреждения президента, сейчас спокойно и успешно справляются с вызовами Запада.
Сегодня правительством и министерствами принимаются меры по устранению недостаточной информированности всех заинтересованных сторон о возможностях отечественной промышленности. Создан Координационный совет по импортозамещению, который совместно с Минпромторгом работает над единой цифровой базой по систематизации информация о производителях и потребителях продукции машиностроения. Также в цифровой базе будет размещена и необходимая конструкторская документация по создаваемому оборудованию.
На сегодняшний день по данным Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ 87% промышленных предприятий нуждаются в новом отечественном оборудовании, сопоставимом с зарубежными аналогами. При этом 65% предприятий располагают потенциалом для выпуска импортозамещающей продукции. В краткосрочной перспективе возможен в основном фрагментарный отказ от импортного оборудования, комплектующих, технологий и сырья в производстве: частично отказаться от них смогут около 60% компаний на горизонте до трех лет.
Результаты исследования ИРТТЭК в целом совпадают с выводами Центра, с тем уточнением, что по отдельным позициям доля отечественной продукции может быть доведена до 100% в ближайшее время (например, в сегменте высоковольтных взрывозащищенных промышленных двигателей).
Источник: https://irttek.org/research/importozameshchenie-kak-osnova-tekhnologicheskoy-nezavisimosti-strany/

Контактная информация