Обзор рынков добычи и нефтесервиса

29 января 2024

В январском номере журнала "Бурение и Нефть" вышла аналитическая статья компании Kasatkin Consulting "Обзор рынков добычи и нефтесервиса".

Обзор рынков добычи и нефтесервиса

Обзор рынков добычи и нефтесервиса

OVERVIEW OF UPSTREAM AND OILFIELD SERVICES MARKETS

D.B. Kasatkin
Kasatkin Consulting
Moscow, 127015,
Russian Federation
 

В данной статье рассматриваются ключевые показатели рынков добычи и нефтесервиса. Целью работы является оценка актуального состояния рынков и прогноз их развития. Для этого проведен анализ и выявлены тенденции на глобальном и Российском рынке ТЭК. Проведен факторный анализ себестоимости добычи в России, построена модель зависимости инвестиций компаний и добычи, проанализированы ключевые финансовые и операционные показатели сегментов нефтесервиса. Основным выводом исследования является сохранение инвестиционной привлекательности секторов добычи и нефтесервиса в текущий момент и среднесрочной перспективе.

ВВЕДЕНИЕ
Основной целью анализа является предоставление актуальной информации о текущем и будущем состоянии рынков добычи. Среди задач можно выделить анализ исторических данных, прогнозирование ключевых показателей, а также выявление актуальных рыночных тенденций.
В рамках аналитической работы был проведен анализ ключевых исторических, финансовых и физических показателей отрасли добычи нефти и газа, а также рынка нефтесервиса на глобальном и локальном (рынок РФ) уровнях. По всем показателям в контуре работ проведено аналитическое моделирование с целью прогнозирования возможных сценариев развития данных рынков. Были выявлены актуальные тенденции, оказывающие наибольшее влияние на развитие рынков.
В контуре работ были проанализированы следующие показатели:
•Спрос, добыча, цена и инвестиции на глобальном рынке добычи.
•Добыча, экспорт, выручка, инвестиции, себестоимость на рынке добычи РФ.
•Спрос, предложение, доля сегментов на глобальном рынке нефтесервиса.
•Выручка, доля сегментов, операционные показатели на российском рынке нефтесервиса.

ГЛОБАЛЬНЫЙ РЫНОК ДОБЫЧИ
1.Спрос
Результаты анализа спроса говорят о том, что его рост фундаментально обоснован в горизонте прогнозирования до 2030года (косвенные индикаторы свидетельствуют о том, что рост продолжится и далее), даже в сценарии низкого спроса, в который заложен активный переход на альтернативные источники энергии, рост сохранится. Безусловно, данный прогноз не включает в себя эффекты от «черных лебедей», появление которых все же не может значительно повлиять на динамику в долгосрочной перспективе. Согласно данных анализа (рис. 1), среднегодовой рост (CAGR) спроса на нефть при сценарии высокого спроса составит 2,3% и достигнет 116 мбнэс в 2030году, в базовом сценарии показатель CAGR составит 1,3% и в натуральном виде достигнет 108 мбнэс в 2030году, в cценарии низкого спроса CAGR составит 0,5 % и 103 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки (мбнэс). Спрос, по нашим оценкам, в 2023 году составит 99 мбнэс.
Рассматривая динамику спроса по сегментам (табл.1), можно выделить те, которые вносят наибольший вклад в рост: это сегмент коммерческого автотранспорта, который менее подвержен тренду на переход с ДВС на электродвигатели, что отражается на CAGR потребления нефти (1,3 % сценарии), при этом на него приходится 20% спроса. Так же выделяется сегмент нефтехимии, рост которого в базовом сценарии наибольший (2,5 % CAGR в базовом сценарии).
В рамках анализа мы изучили тенденции, влияющие на спрос в каждом направлении.
Личный автомобильный транспорт – рост популярности электромобилей, развитие новых типов двигателей, автономные технологии и интернет вещей, рост спроса на отдельные типы транспорта (кроссоверы, SUV), рост спроса на сервисы по аренде и совместных поездок.
Коммерческий автотранспорт – переход на более экологичные и дешевые виды топлива, рост спроса на малотоннажный коммерческий транспорт в крупных городах, автономные технологии и интернет вещей, глобализация.
Авиационный транспорт – рост числа пассажиров, глобализация, увеличение размеров самолетов, ужесточение экологических требований, конкуренция со стороны других видов транспорта.
Морской транспорт – глобализация торговли, рост размеров судов, автономные технологии и интернет вещей, ужесточение экологических требований.
ЖД транспорт – глобализация торговли, ужесточение экологических требований, конкуренция со стороны других видов транспорта.
Бытовая и коммерческая энергетика – рост численности населения и удельного потребления энергии, ужесточение экологических требований, развитие систем энергоэффективности и смарт-сетей, влияние ценовой конъюнктуры.
Нефтехимия – рост численности населения, рост спроса на легкие и прочные материалы, развитие онлайн-торговли, циркулярная экономика.
2. Предложение и цена
До 2030 года мы ожидаем роста дестабилизирующих добычу факторов (локальных конфликтов, экономических шоков, природных катаклизмов). С 2017 по 2022 годы среднегодовой прирост (CAGR) добычи составил 0,9 %.
На добычу нефти приходится 60 % всей добычи углеводородов. Несмотря на дефицит спроса в 2023году, он будет выше, чем годом ранее, и по итогам года добыча нефти вырастет на 2 мбнэд, благодаря спросу со стороны развивающихся экономик. Добыча газа в 2023 году незначительно вырастет: падение спроса в ЕС и США будет компенсировано ростом развивающихся стран Азии. В 2024-м рост добычи продолжится, для того чтобы покрыть растущий спрос во втором полугодии ключевые страны-производители будут постепенно снижать и отказываться от добровольных ограничений.
При стабильно растущем спросе на нефть, цены на сырье будут на относительно высоком среднегодовом уровне (80$ за баррель Brent и выше). Волатильность цены при этом будет расти (рис. 2).
Дисконт к Urals будет сокращаться, в 2024 году по оценке он составит 15$ за баррель, сократившись на четверть к дисконту 2023 года.

3. Инвестиции
Инвестиции в добычу составляют в среднем 70 % от совокупных инвестиций нефтегазовых компаний. После продолжительного периода снижения инвестиций компании возвращаются к наращиванию капитальных затрат в сегменте добычи. Это связано с благоприятными рыночными предпосылками, с изменением торговых потоков и с глобальным ухудшением условий добычи, а также снижением интереса к «зеленым» проектам.
Согласно прогнозу, в 2024 году инвестиции в добычу превысят показатель 2019 года и достигнут уровня 560 млрд долл. США (рис. 3).
4. Тенденции глобальной добычи
Основными тенденциями являются рост себестоимости, противостояние ОПЕК+ и ключевых потребителей, развитие автономных технологий и декарбонизация.
Основными драйверами роста себестоимости являются ухудшение условий добычи: растет доля добычи на шельфе и доля ТРИЗ, вовлекаемых в разработку. Также на себестоимость влияет глобальный рост инфляции, требования «зеленой» повестки и глобальное технологическое противостояние.
Противостояние ОПЕК+ и ключевых стран потребителей (США, ЕС) выражается в борьбе за контроль над комфортной ценой, для достижения своих целей каждая сторона использует как геополитические, так и экономические инструменты: меры протекционизма, санкции и ограничения в области торговли и технологий добычи, ограничения добычи и другие.
Развитие технологий позволяет сделать рентабельными к добыче ранее экономически не целесообразные запасы сырья. Ключевыми инвесторами в технологии добычи являются компании-юниоры, национальные нефтяные компании и большая четверка сервисных компаний (SLB, Baker Hughes, Weatherford, Halliburton). Но если национальные компании сосредоточили усилия на развитии собственных технологий-аналогов большой четверки, то сама большая четверка инвестирует как в технологии добычи неконвенциальных запасов (ТРИЗ), так и в развитие «зеленых» технологий для добычи (например, электро-флот ГРП, улавливание ПНГ) и рынков высоких технологий для альтернативной энергетики.
При этом нарушение трансфера технологий в силу технологического противостояния тормозит развитие технологий.

ГЛОБАЛЬНЫЙ РЫНОК НЕФТЕСЕРВИСА
1.География
Глобальный рынок нефтесервиса по географиям (рис.4) распределен неравномерно: основной объем приходится на рынок США, второй по значимости – рынок MENA (Ближний Восток и Север Африки).
2. Спрос
Спрос определяется инвестициями добывающих компаний, крупнейшие из которых наращивают объем инвестиций (рис. 5). 14 крупнейших компаний формируют 49 % спроса на глобальном рынке. При этом национальные нефтяные компании (НК) наращивают инвестиции большими темпами, чем транснациональные (ТНК).
3. Предложение
Спрос на услуги крупнейших и наиболее технологичных сервисных компаний зависит от конъюнктуры рынка (рис.6): в периоды комфортной ценовой конъюнктуры спрос растет, в периоды снижения цен – спрос падает, и доля рынка технологичного сервиса снижается, так как компании фокусируются на базовых сервисных услугах (бурение, ремонты) и отказываются от инвестиций в разведку (на данный сегменты приходится большая доля выручки «четверки»).
Географически наблюдается постепенный переход «четверки» от якорных рынков Северной Америки к рынкам развивающихся стран (рис. 7): доля Северной Америки сократилась на 14 п.п., а доля Латинской Америки выросла на 7 п.п. (или на 49 % в денежном эквиваленте). Это связано с ожиданиями скорого достижения пика добычи в США и ростом инвестиций в добычу в развивающихся странах.
Основным сегментом нефтесервисного рынка является бурение: на него приходится половина всего рынка (49%), но эта доля различается по регионам. Так, например, лидерами по прогнозируемой проходке в 2023 году являются США (77 млн м), на втором месте располагается Китай (58 млн м), на третьем месте Россия (30 млн м), объем проходки в регионе MENA – 8,3 млн м.
4. Тенденции
Ухудшение условий добычи и рост доли вовлекаемых ТРИЗ ведет к росту доли сегмента технологичного сервиса на суше, а также развития технологий и росту сегмента сопровождения глубоководной добычи.
Рынок бурения, крупнейший сегмент, характеризуется ростом направления горизонтального бурения, а так же развитием оборудования и комплектующих из новых материалов для бурения сверхглубоких скважин.
Важным рыночным трендом является развитие внутреннего сервиса у НК, а так же рост экспорта данного сервиса на рынках присутствия.
Среди технологических трендов – развитие рынка автономного оборудования для разведки и добычи.

РЫНОК ДОБЫЧИ В РОССИИ
1. Добыча и экспорт
По итогам 2022 года добыча нефти выросла на 2 %, достигнув 535 млн тонн или 10,7 млн баррелей в сутки. Согласно результатам прогнозирования, с учетом добровольного сокращения, уровень добычи снизится на 2 %, до 525 млн тонн, или 10,5 млн б в сутки (рис. 8).

Экспорт нефти в 2022 году вырос на 5 %, в 2023году ожидается снижение экспорта на 3 % до 4,8 млн баррелей в сутки.
В 2024 и 2025 гг. ожидания согласно базовому сценарию остаются консервативными: оба показателя сохранятся примерно на текущем уровне.
2. Выручка
В 2022 году крупнейшие российские нефтегазовые компании получили рекордную выручку: по нашим оценкам она достигла 403 млрд долларов, из которых почти две трети приходится на нефтяные компании.
В 2023 году, согласно прогнозу, выручка будет ниже 2022 года на 32 %, в основном из-за сокращения экспорта газа и менее благоприятной ценовой конъюнктуры (рис. 9).
3. Себестоимость
Рост себестоимости добычи (рис. 10) связан как с традиционными для сырьевого бизнеса факторами, так и с уникальными для нефтегазовой промышленности вызовами.
Среди традиционных факторов – опережающие темпы инфляции, отток и старение населения в регионах добычи, технологическое отставание от глобальных лидеров.
Особенности добычи нефти и газа – ухудшение условий добычи, на фоне стагнирующей производительности труда и инвестиций в НИОКР.
Ухудшение условий добычи лучше всего может быть проиллюстрировано ростом проходки на скважину (1 % CAGR за последние 10 лет) и снижение добычи на новую скважину (-1 % CAGR).
4. Инвестиции
Компании активно инвестировали в 2022 году, капитальные затраты составили 27 млрд долларов, или 1818 млрд руб., что на 28 % выше прошлого года в долларовом выражении или на 18 % в рублевом (рис. 11).

В 2023 году мы прогнозируем снижение объемов инвестиций, но не ниже уровня 2021 года. В рублевом эквиваленте инвестиции превысят уровень 2022 года.
В базовом сценарии мы ожидаем сохранения уровня добычи после 2025 года, что потребует роста инвестиций минимум на 3 % в год (в ценах 2022 года).
5. Тенденции
Ключевой тенденцией добычи в России является рост капитальных вложений ВИНК в течение последних лет, который говорит, с одной стороны, об ответе на вызовы ухудшающихся условий добычи и снижения рентабельности зрелых месторождений, с другой стороны, о развитии новых проектов и движении добычи «на Восток».
Также в значительной степени на сегмент повлияли геополитические перемены – изменение структуры сбыта и ограничения, связанные с импортом технологий. Но отрасль показала высокий уровень устойчивости.
 

РЫНОК НЕФТЕСЕРВИСА В РОССИИ
1.Выручка
Рынок нефтесервиса напрямую зависит от капитальных вложений ВИНК, и в сценарии сохранения или незначительного увеличения добычи, среднегодовой рост рынка за последние 5 лет не изменится и далее, на уровне 3 % в год (рис. 12).
Рентабельность по валовой прибыли сохраняется на уровне 15 %, при этом рентабельность по чистой прибыли выше средней по РФ (3 %) – в районе 6–8 %.
2. Структура рынка по сегментам
Крупнейшим сегментом является бурение, на втором месте – ТКРС, в группировку прочих включены менее крупные и фрагментированные сегменты – производство оборудования, ИТ сервисы, услуги, связанные с бурением, и прочие.


3. Бурение
Бурение – самый крупный сегмент; последние два года стали благоприятным для рынка: 28 млн метров проходки принесли компаниям дополнительные 16 % выручки в 2022 году, а ожидаемые 30 млн м в 2023 году принесут рост выручки на 5 %. В течение последних пяти лет рынок рос с CAGR 2 %, до 2025 года прогнозируется рост CAGR до 5 %, а до 2030 CAGR составит 4 % (рис.14).
Рост проходки в 2022 году продолжится в 2023 году, в 2024-м прогнозируется снижение в связи с добровольным ограничением добычи и менее благоприятной рыночной конъюнктурой.
Рост горизонтального бурения (ГНБ) привел к тому, что доля ГНБ составила 60 % в 2022 году. В 2023 году вырастет на 4 п.п. и далее, тенденция к росту продолжится, к 2025 достигнет 70 % (рис. 15).


В 2022 году количество новых скважин выросло на 8 %, в 2023-м прогнозируется дополнительный рост на 4 % (рис.16). В 2024 году ожидается снижение объема ввода новых скважин, это связано с ростом горизонтально-направленного бурения и объемом введенных скважин в 2023 году.
4. ГРП
Для обеспечения высокого уровня добычи в 2022году было произведено соответствующее количество операций ГРП, по нашим оценкам, совокупное количество превысило 39 тыс. Выручка компаний выросла на 26 %. В 2023-м ожидается рост рынка на 4 % (рис. 17).
Объем рынка в физическом объеме (операций) сильно зависит от развития рынка горизонтального бурения, в связи с прогнозируемым ростом ожидается рост в сегменте (рис. 18).

Средний рост (CAGR) до 2025 года составит 5 %, до 2030 года составит 4 %.
Потребность во флотах для поддержания растущего спроса на данный сервис будет расти, к 2025 году компании будут нуждаться в 26 дополнительных флотах ГРП (рис. 19).
5. ГРР
В 2022 году выручка выросла на 14 %, значительно выросли объемы сейсмики и ГИС, развитие данного сегмента связано с реализацией крупнейших проектов, после 2023 года показатели будут стабильно расти (рис.20 и рис. 21).
6. Тенденции
Рост спроса на технологичный сервис, связанный с освоением новых регионов добычи и ростом необходимости поддерживать КИН на зрелых месторождениях.
Продолжение консолидации вокруг ВИНК – сервисные подразделения добывающих компаний имеют серьезные конкурентные преимущества перед независимыми компаниям, в связи с чем, доля независимого сервиса сокращается.
Дефицит на рынке труда – кадровая проблема стоит остро, особенно в технологичных сегментах сервиса (например, ГРП).
Дефицит на рынке технологий – недоинвестированность НИОКР является одним из факторов долгосрочного роста себестоимости операций.
Выход на внешние рынки – экспорт сервисных компетенций является возможностью для сервисных компаний, если ранее экспортом сервиса занимались средние и малые компании, то сейчас растет интерес также со стороны крупных компаний.
Одной из ключевых проблем, преодолев которую можно будет снизить риски поддержания или увеличения уровня добычи, является технологическое отставание от стран лидеров. Данный фактор влияет на конкурентоспособность российской нефти на внешних рынках, ведь это – ключевая составляющая себестоимости, выраженная в производительности труда. Для решения данной проблемы необходимо формировать и развивать отдельное направление нефтегазового машиностроения– высокотехнологичное оборудование и компоненты. В настоящий момент данные технологии (РУС, ГРП, LWD/MWD, морская ГРР и т.д.) присутствуют на рынке только в парках международных компаний, или переданы небольшими компаниями-пионерами в опытное применение, или налажено промышленное производство-сборка оборудования из импортных компонент. Вызовом для выстраивания такого серийного производства (по полному периметру номенклатуры) в России является небольшая емкость рынка. Решением данной задачи может служить консолидация как внутреннего, так и внешнего спроса в руках одного оператора/агрегатора сервиса и инжиниринга, который по сути сможет обеспечить спрос на оборудование, а также сформировать предложение и содействовать экспорту услуг в режиме «одного окна». Реализация данного сценария позволит значительно снизить критическую зависимость от импорта по ключевым позициям, а также открыть дополнительный рынок для отечественного сервиса.

В целом, говоря о ситуации в российской добыче в 2023 году, можно с уверенностью сказать, что отрасль выстояла в период серьезных перемен, и продолжит оставаться наиболее устойчивой на долгосрочном временном промежутке, являясь драйвером развития экономики.

Источник: https://burneft.ru/archive/issues/2024-01/3

 

 

Контактная информация